«ИЕРУСАЛИМ ВОЛЫНИ»

Статистика

  • Записей (415)
  • Комментариев (56)
15.02.2011

Трудно найти более нарицательное название города в Украине, чем Бердичев. Если, говоря о Париже, обыватель представлял себе не столько географическую точку на карте, сколько город-символ какого-то особенного шика и свободных нравов, то Бердичев отождествлялся с городком как таковым – понятием приземленным, чем-то слишком провинциальным.

Моим соотечественникам это было как-то все равно, чтобы не сказать – наплевать, но это пытались понять иностранцы…

 

БЕРЕНДЕЕВО ПОСЕЛЕНИЕ

Городок Бердичев, расположенный почитай в центральной части Украины, создавался, заселялся и прославлялся, по воле его величества случая, людьми не коренной национальности. Основали его, еще при Ярославе Мудром, торки и берендеи; застраивали – поляки, а прославляли евреи.

Именно берендеи – служилые люди великого князя Киевской Руси, которых набирали из степных племен для защиты границ Руси от таких же одноплеменников, – дали имя городу. Хорошо, что поселение они не назвали по названию реки Гнилопять!

После злополучного татаро-монгольского нашествия, упоминаемого чаще как временная грань, а не конкретное историческое событие, Бердичев перешел во владение польско-литовских феодалов.

 

ОСНОВАНИЕ ЗНАМЕНИТОГО МОНАСТЫРЯ

Самый продолжительный период, начиная с 1320 года, городком владел знаменитый род Тышкевичей. Представители этого семейства отличались статностью и красотой, не потускневшей в результате столетий. Мы можем убедиться в этом, полюбовавшись на польскую актрису Беату Тышкевич – пра…правнучку основателя Бердичевского замка. Последний особо прославился тем, что в 1482 году отразил нападения орд татарского хана Менгли-Гирея, накануне предавшего огню Киевский Подол и строения Киево-Печерского монастыря. (Этот набег на киевские земли, если следовать исторической правде, был совершен по наущению московского царя Ивана ІІІ, с которым татарин поделился добычей.) Чтобы защитить владетельное Пограничье, польские магнаты Тышкевичи построили в округе ряд фортификационных укреплений, усиливая мощными стенами и высокими башнями свою резиденцию – Бердичев. Инвентаризационное описание замка, произведенное в 1593 году, говорит о его неприступности. Таким он оставался в течение многих столетий…

Януш Тышкевич, освободившись из татарской неволи в 1626 году, во славу Матери Божьей основывает монастырь. Туда он приглашает один из активных во всех проявлениях религиозной жизни нищенствующий монашеский орден Босых Кармелитов. Монахи приглашали верующих на большие католические праздники в свой костел, но сторонились мирской суеты, жили обособленно за высокими каменными стенами. Они и сейчас возвышаются над узкой дорогой, ведущей в город Хмельник.

 

УКРАНСКИЙ ГНЕВ

За рекой Гнилопятью, уже за пределами Бердичева, в течение столетий селилось православное украинское население. Оно с ненавистью смотрело на город и крепость. В первом случае потому, что хитрые евреи в своих базарных лавочках постоянно их «обдуривало», а евреи-ростовщики, давая деньги (налоги-то нужно было как-то платить!) под проценты, безбожно наживались. Во втором случае православный люд осуждал открытую экспансию со стороны Папского престола. Поэтому при первой возможности крестьяне вместе с казаками шли на приступ города и его замка. Так было в 1648 году, в самом начале Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого, когда монастырь был взят штурмом. Солдаты городского гарнизона, а также католические монахи, которые не успели убежать, были перебиты. Их не спасли ни чудодейственная икона, похищенная из православной Михайловской церкви, ни 60 пушек, ни ров со стороны города с перекидным мостом. Еврейской общине досталось не меньше…

 

ХРАМЫ

В 1663 году костел Босых кармелитов отстроили под руководством специально приглашенного, престижного архитектора Яна де-Витта; значительная сумма на его реконструкцию и обновление поступила из Рима. После строительства верхнего костела в стиле барокко, стены были расписаны итальянским художником В.Фредериче.

Во время последней войны – Великой Отечественной – храм сильно пострадал. Да и при «богоборческом советском режиме» ветшал день ото дня, хотя жители – ревностные католики не переставали приходить к его стенам и молиться. На сегодняшний день в костеле Босых кармелитов завершается реставрация, он зачислен в реестр выдающихся памятников архитектуры Украины.

Действует в городе еще один костел – Святой Марии. Икона Бердичевской Божьей матери была канонизирована самим Папой Иоанном Павлом ІІ и сопровождала его в поездках по Украине.

В двухэтажном корпусе келий, восстановление которых проводилось общественностью города, расположена художественно-музыкальная школа. Она стала благотворным центром духовной жизни Бердичева. В классах – бывших кельях – проводится разностороння работа по эстетическому воспитанию молодежи. Побывав в этой школе, убеждаешься в том, что здешние талантливые дети лишены соблазнов большого города, деградирующих личность.

 

ГОРОД ТОРГОВЦЕВ

Но все же, если говорить о Бердичеве, то его славы не было бы и без евреев, недаром в некоторых источниках его называют «Иерусалим Волыни». Есть мнение, что город возник из села Берчиково (названного так по имени какого-то прославившегося своими делишками Берчика).

Из-за того, что город расположен в пограничье, где всегда проводилась протекционная политика для торговцев и ремесленников, евреи стали охотно здесь селиться. Начиная с ХVI столетия они составляют довольно значительную общину. В 1731 году евреи основали в Бердичеве свой портняжный цех. А когда Польша потеряла свою независимость, то сотни тысяч евреев стали подданными Российской империи, при этом они были лишены права переезжать в другие регионы России, и обязаны жить только в «черте еврейской оседлости».

Объединенные по национальному и цеховому признаку, евреи организовывали в городе много ярмарок. Ежегодно бердичевские купцы получали товаров на 13-15 млн. рублей серебром. В 1848-м тут имелось 468 лавок, существовало 8 банковских организаций. В Бердичеве принимались решения по многим операциям с финансовыми кругами Парижа, Лондона, Вены, Рима, Берлина, Константинополя и многих других значительных городов. Основные операции бердичевские банкиры проводили на Контрактовой ярмарке в Киеве. Таким образом, банки Бердичева контролировали финансовую политику Киевского (Юго-Западного) края, составляя серьезную конкуренцию центральным российским банкам. Православные купцы этим были недовольны, настраивая против иудеев имперскую власть.

Русские самодержцы не жаловали национальные меньшинства своей империи. Особенно отличился в своих «симпатиях» к иноверцам Николай I.

В своих воспоминаниях князь В.П. Мещерский рассказывает: «Приказание не пускать евреев к царскому проезду состоялось вследствие ночного эпизода с государем в Бердичеве. Николай І спал в коляске. Шепот собравшихся евреев разбудил его, император рассердился и сделал два постановления: одно – чтобы отныне Бердичев ставил двух рекрутов вместо одного; второе – чтобы евреев никогда не подпускать к царскому поезду».

 

ВЕНЧАНИЕ БАЛЬЗАКА

Позднее, в 1847 году Оноре де Бальзак напишет: «Это средоточие евреев было переполнено евреями, совершенно запрудившими улицы. При виде Бердичева даже спрашиваешь себя, находится ли кто-нибудь в этих домиках, из которых каждый может быть унесен без труда тремя парижскими рассыльными. Толпа была столь густа, что мой экипаж, запряженный шестеркой лошадей, несмотря на дикие крики моего возницы, с трудом продвигался вперед». Там же великий писатель, венчавшийся в Бердичеве, пишет: «Здесь с новым изумлением увидел я дома, танцующие польку, то есть сильно наклоненные, одни вправо, другие влево, третьи вперед, некоторые растерзанные, многие меньшего размера, чем наши ярмарочные балаганы, а по чистоте напоминающие свиной загон».

Сейчас костел Святой Варвары, где 2 марта 1850 года венчался Оноре де Бальзак с Эвелин Ганской, – уютный храм Божий. Долгое время особое умиление четырехстолпной базилике (построенной в 1826 году) придавали сидения с указанием ряда и места, взятые из соседнего бездействующего кинотеатра. О прошлом костела – спортзала, где ковались олимпийские резервы, также говорил пол с остатками разметок баскетбольного поля. Но все вернулось «на круги своя»…

После присоединения к Российской империи в 1793 году, в городе стало больше селиться православных. Перепись 1863 года указывает на 51 625 душ обоего пола, где православных 2380 человек, раскольников – 515, католиков – 1400, лютеран – 106. Остальные были иудеи. В то время Бердичев уже принадлежал Радзивиллам.

 

СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА

Киевский генерал-губернатор Д.Г. Бибиков охарактеризовал город так: «Бердичев представлял им своими беспорядками и потворствам подобие самых буйных, беспорядочных польских сеймов – возможность делать все, придаваться всеми пороками и преступлениями без всякой осторожности. Огромная карточная игра там происходившая, служила также целью приезда. Поляки проигрывались и утешали себя мечтами в каком-нибудь тайном политическом обществе. Бердичев не раз был местом съезда политических заговорщиков, и от него преступные правила и мысли развозились во все концы бывшей польской республики». В подтверждение этого, в 1768 году монастырь Босых Кармелитов заняли войска барских конфедератов под командованием генерала Казимира Пулавского. Да, именно того, которому в центре Вашингтона поставлен памятник, как освободителю США от колониального господства. Но несмотря на святыни, которыми щедро снабдил монастырь Папа Бенедикт ХIV, поляки были выбиты российскими войсками генерала Кречетникова, не щадившего ни повстанцев-поляков, ни гайдамаков-украинцев.

После очередного неудачного польского восстания из Бердичева бежал его уроженец Конрад Коженёвский, ставший впоследствии одним из популярных английских писателей Джозефом Конрадом. Своим учителем его считали Джек Лондон, Эрнст Хемингуэй и Уильям Фолкнер.

Смутные времена прошли… В ХІХ веке Бердичев становится законодателем мод для всего Юго-Западного края. Тут проводились самые крупные ярмарки, продолжавшиеся не менее шести недель каждая – Онуфриевская и Успенская. Торговый люд со всей Европы стекался сюда. По всему центру города тянулись магазины и лавки, в которых… чего только не было. Была даже Золотая улица, которая славилась чистотой и порядком. В то время здесь существовали крупные фирмы: «Манзон», «Ефруем», «Горвиц», «Френкель», «Трахтенберг», названные так по фамилиям своих владельцев, впоследствии принесших свою деятельность в другие города, в основном, в Одессу. Недаром говорили «Слава Одессы началась с упадком Бердичева».

 

РОДИНА ПИСАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАНТОВ

Благосостояние города способствовало развитию культурного уровня населения. Здесь жила семья Рубинштейнов, из которой вышли выдающиеся музыканты Антон и Николай. Жизнь того времени описана в произведениях старожила города – писателя Абрамовича, довольно популярного в начале века.

Родом из Бердичева и писатель Василий Гроссман (его талантливо написанная повесть «В одном городе» впоследствии была перенесена на экран режиссером Аскольдовым – фильм «Комиссар»).

Безусловно, особое влияние на развитие еврейской части населения сыграло распространение одного из основных их религиозных течений – хасидизма. Здесь жил и проповедовал цадик Леви-Ицхак Бердичевский. Он в своих популярных произведениях говорил, что для евреев простая обыденная жизнь на благо других, более приятна для Бога, чем постоянные, изнуряющие молитвы. Его могила на местном кладбище, со своеобразными надгробиями, стала местом паломничества хасидов со всего мира.

Даже в начале ХХ века этот город был интересен для многих, о чем свидетельствуют не менее полусотни почтовых карточек, изданных в Бердичеве. Для того чтобы показать величие города с птичьего полета, сюда специально для обозрения и съемок прилетал легендарный дирижабль «Граф».

Прошел век с четвертью. «Иерусалим Волыни» постепенно пришел в упадок. Остались лишь легенды о славных его делах. Одна из них приведена И.Н. Захарьиным (Якуниным) в книге «Жизнь и служба мирового судьи Подолии». Речь идет о многочисленных подземельях, даже о подземном городе, где идет особая жизнь бердичевцев. Эта «тайна» в наши дни уж не тревожит никого, даже искателей сокровищ...

В годы Великой Отечественной войны город очень сильно пострадал. Как люди, так и здания. Но и тут он «отличился» – Бердичев стал первым городом Украины, который посетил Адольф Гитлер, для утверждения стратегического плана захвата Киева. Произошло это 6 августа 1941 года…

 

***

Бердичев сегодня – по-прежнему крупный город, с населением 100 тысяч человек. Еле «скрипят», сводя концы с концами, немногочисленные заводы: химического машиностроения и станкостроительный, а также кожевенный, сахарный и обувная фабрика. Но многие из жителей уезжают – кто в столицу (там и работу «поприличней» можно найти и заработки!), кто за пределы страны.

Одно время ушедшая европейская слава и неповторимая аура Бердичева привлекала представителей дипкорпуса из Киева. Туристы нашей страны и ближнего зарубежья сюда не приезжают. А жаль! Ведь в этом городе со славным прошлым не счесть исторических памятников; в общем, есть, что посмотреть, о чем повздыхать…

 

ВИКТОР КИРКЕВИЧ

Карта сайта | Версия для печати | © 2008 - 2017 Секретные материалы 20 века | Работает на mojoPortal | HTML 5 | CSS