ОСКОЛКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Статистика

  • Записей (415)
  • Комментариев (56)
27.03.2014

 

Борьба с инакомыслящими в различных государствах мира чаще всего основывалась на религиозных канонах. Все граждане этих стран, которые не только на деле, но и хотя бы на словах не соглашались с этими постулатами, считались государственными преступниками, особенно в древности и в Средние века. Но сейчас за несогласие с господствующей религией люди подвергаются наказанию в основном лишь в исламских странах Азии и Африки, хотя еще относительно недавно от них мало чем отличалась и просвещенная Европа.

Валерий ЕРОФЕЕВ, журналист (Самара)

 

«БОЖЬЯ КАРА»

ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА

 

Мы знаем из Евангелий, что основатель Нового Завета Иисус Христос своими проповедями до такой степени раздражал иудейских фарисеев, что они в итоге добились распятия его на кресте. Затем христиане в течение 300 с лишним лет подвергались гонениям в Римской империи, пока император Константин не сделал новую веру государственной религией. Но уже вскоре христианская церковь, в свою очередь, начала яростное преследование инакомыслящих во всех странах, где на тронах сидели приверженцы этой религии. Россия в этом плане никогда не была исключением из общего правила.

О методах идеологической борьбы в нашей стране в сталинские времена написано и сказано очень много. Давно не секрет, что в те годы можно было отправиться в «места не столь отдаленные» не только за анекдот о «вожде всех народов», но и просто за неосторожные слова о коммунистической партии и советском правительстве. Однако сейчас мало кто вспоминает, что инакомыслящих в России преследовали задолго до 1917 года. Происходило это в масштабах не меньших, чем даже при Сталине.

Характерная черта средневековой России - отрицание всякой веротерпимости, которое в Соборном уложении 1649 года получило законодательное оформление. В этом документе был закреплен приоритет государственной власти над церковной, а православие с того времени приобрело статус государственной религии.

Трагической страницей российской истории является церковный раскол, который позволил царской власти установить контроль над Русской православной церковью под пред

логом защиты «правильной» веры. На соборе 1667 года все сторонники «старого» православия были объявлены еретиками. Тем самым старообрядцы автоматически попали под действие Уложения 1649 года, которое устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры. Сразу же после этого собора одни руководители старообрядцев были казнены, другие заточены в остроги, монастыри или сосланы в самые отдаленные места страны.

Отсутствие свободы вероисповедания в России вплоть до начала XX века наиболее ярко проявлялось в отношении государства к старообрядцам и сектантам. Все правовые нормы, относящиеся к ним, носили исключительно карательный характер. С 1676 года стали издаваться специальные указы о преследовании раскольников, предусматривавшие наказание кнутом, пытки, ссылку с конфискацией имущества и смертную казнь «без пролития крови», то есть сожжение на костре.

Так, в 1682 году в Пустозерске (ныне не существующий город вблизи современного Нарьян-Мара) был сожжен протопоп Аввакум вместе с его тремя сподвижниками. В 1689 году в Москве, в Немецкой слободе, вместе с книгами сожгли на костре мистика, автора «непонятных стихов» в духе Нострадамуса Квирина Кульмана. В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, такой же казни за переход в другую веру (в иудаизм) подвергся капитан-лейтенант Возницын, «вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым», а татарин Тойгильда Жу- ляков - за возврат в ислам.

В 1716 году в городе Дубно, где задолго до того существовала еврейская община, были казнены прошедшие гиюр (обряд принятия иудаизма) две христианки - Марина Сыровайцова и Марина Войцехова. Обе показали на

следствии, что «задумали перейти в иудейство по собственной воле» и «готовы погибнуть еврейками за живого Бога, потому что христианская вера ложна». Выяснилось при этом, что о преимуществах иудаизма Сыровай- цовой рассказал ее отец, бывший... православным священником. Женщин многажды пытали. Сыровайцова была приговорена к терзанию тела клещами, а затем к сожжению заживо на костре. Войцеховой, которая после сотни ударов плетьми покаялась в отступничестве от православия, отрубили голову, а ее труп сожгли.

 

УЗНИКИ СОВЕСТИ

 

Для искоренения раскола в Московском государстве были созданы специальные инквизиционные учреждения: тайных раскольничьих дел канцелярия, следственная и обвинительная камеры. Раскольников лишали имущества, заключали в тюрьму, били кнутом, прижигали раскаленным железом, вырывали ноздри, вырезали язык, отправляли в ссылку. В 1681 году были сожжены несколько наиболее влиятельных расколоучителей.

Царевна Софья в 1684 году издала указ о сжигании «в срубах» нераскаявшихся приверженцев старой веры. Преследования приняли такой массовый характер, что старообрядцы бежали в Австрию, Польшу, Пруссию, Швецию и даже в Южную Америку. Другие создавали поселения и скиты в самых глухих, малодоступных местах страны: в нижегородских, брянских лесах, на Кавказе и в Сибири. Для розыска и поимки раскольников направлялись воинские отряды. Когда они окружали поселения старообрядцев, последние нередко закрывались в домах и сжигали себя. Точное количество жертв церковного раскола до сих пор не установлено, но, по оценочным данным, оно за два с лишним столетия составило более 500 тысяч человек, а

независимые исследователи говорят не менее чем о миллионе сожженных жертв.

После вступления в действие в 1846 году «Уложений о наказаниях уголовных и исправительных» (аналог современного Уголовного кодекса РФ) для граждан Российской империи оставили только два вида смертной казни - виселицу и расстрел. При этом даже в начале ХХ столетия власти по-прежнему карали россиян за религиозное инакомыслие и делали это почти так же, как европейская инквизиция в Средние века. В частности, вплоть до 1905 года немалый тюремный срок или пожизненную ссылку в Сибирь можно было получить за колдовство и чародейство, за лечение людей знахарскими методами (сейчас они называются методами народной медицины), за ворожбу и наведение сглаза, и даже за распространение сведений о происхождении и устройстве мира, противоречащих библейскому учению.

Так, в 1866 году вышла в свет книга русского физиолога Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга», на стра

ницах которой ученый материалистически объяснял сущность психических процессов. Однако Петербургский митрополит потребовал, чтобы на основании ст. 252 «Уложений.» автора «сослали для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь. Правда, в этот раз дело ограничилось тем, что книга год не допускалась в продажу.

Целый раздел «Уложений.» был посвящен карательным мерам для тех граждан, которые осмеливались с умыслом или без него как-либо обозвать или унизить действием православную церковь, ее иерархов, ее имущество, обряды и традиции (это называлось «кощунство против церкви»). Наказание ждало также и тех, кто словом или действием оскорблял всю христианскую религию в целом или отдельные ее догмы, то есть совершал богохульство. Однако закон распространял эти карательные меры только на защиту православия. Всячески поносить каноны других религий, как и священников всех прочих конфессий, в царской России можно было безнаказанно.

При этом в соответствии с «Уложениями...» для богохульников предусматривались немалые сроки лишения свободы. В частности, за «возведение хулы» на Иисуса Христа в помещении церкви виновный мог быть отправлен на каторгу на срок от 12 до 15 лет, а за такие же слова, но произнесенные не в храме, а в любом другом общественном месте - от 6 до 8 лет. Но если кто-то богохульничал при свидетелях без злого умысла, а лишь «по неразумию, невежеству или пьянству», то ему светило тюремное заключение «всего лишь» до одного года и четырех месяцев.

Точное число осужденных за преступления против православной веры между 1845 и 1917 годами не установлено, однако в литературе имеются сведения, что в начале 90-х годов XIX века доля осужденных за религиозные преступления составляла 1-2% от общего числа преступников. Согласно отчетам, в период с 1894 по 1903 годы в России за это было осуждено 4671 человек, а в 1904 - 1913 - более 8000.

Уголовные дела о богохульстве и прочих религиозных преступлениях, которые слушались в окружных судах империи в конце XIX - начале XX веков, ныне хранятся в архивах всех регионов нашей страны. Эти беспристрастные документы наглядно показывают, что более 90 процентов случаев богохульства в те времена происходили именно «по неразумию, невежеству или пьянству». Впрочем,

такое в России случалось при любой власти, когда простой мужик, выпив лишнего, высказывал о государстве и государственной идеологии все, что в трезвом состоянии он держал только в своих мыслях.

 

«ПО НЕРАЗУМИЮ,НЕВЕЖЕСТВУ ИЛИ ПЬЯНСТВУ»

 

Вот только несколько примеров на этот счет из фондов Центрального Государственного архива Самарской области (ЦГАСО). Характерный случай - уголовное дело, возбужденное в отношении 25-летнего Петра Там- бовцева, крестьянина села Украинки Николаевского уезда (ныне Боль- шечерниговский район Самарской области). Как видно из материалов следствия, в один из апрельских дней 1890 года он, будучи пьяным, зашел в местную винную лавку, где стал ма- терно ругаться. Находящиеся здесь же крестьяне Петр Одинцов, Иван Козлов и Федор Киселев заметили ему, что он произносит непотребные слова в комнате, где висят святые иконы. В ответ Тамбовцев «также поматерно обругал и иконы, а равным образом и Киселева за предложение снять перед иконами шапку. за что его и вытолкали в шею на улицу».

Показания в полиции против матерщинника дали все перечисленные выше свидетели. Сам же Тамбовцев на следствии объяснил, что он ничего из сказанного им в винной лавке

не помнит, потому что тогда он был сильно пьян. Решением суда богохульник был приговорен к заключению в тюрьму на шесть месяцев.

Подобное же обвинение было предъявлено и 44-летнему Трофиму Ткаченкову, крестьянину села Лопатино Самарского уезда (ныне Волжский район), который в сентябре 1892 года в состоянии опьянения в здешнем трактире обругал матом сначала трактирщика, а затем и Господа Бога. Позже обвиняемый уверял следствие и суд, что он не помнит, произносил ли он вообще какие-либо богохульные слова. Тем не менее суд поверил не ему, а свидетелям, и матерщинник в итоге отправился в тюрьму на полтора года.

Лишь в ходе событий Первой русской революции император Николай II подписал Всемилостивейший Манифест, согласно которому значительно были смягчены меры наказания за богохульство и другие преступления против церкви и религии. Так, всего лишь к семи дням ареста был приговорен 23-летний Иван Безруков, крестьянин посада Мелекесс (ныне город Димитровград), который богохульствовал на постоялом дворе в конце 1905 года. Такой же срок получил и 33-летний крестьянин Иван Новосельцев, который в помещении волостного правления села Макси- мовка Бузулукского уезда в пьяном виде «ругал площадной бранью полицейского сотского Антипова, а когда тот вывел его из присутственного места, такой же бранью обругал Бога

и святых». А 45-летний крестьянин Василий Мартьянов из села Ташла Ставропольского уезда за публичное хуление Святой Троицы по решению суда провел под арестом всего лишь три дня.

Тут можно вспомнить аналогичные законы сталинских времен, когда при похожих обстоятельствах мужики, по пьянке обругавшие «вождя всех народов», обычно отправлялись в лагеря на срок не менее чем десять лет.

Что же касается уголовных дел о кощунстве против церкви, то судебные решения по ним всегда были достаточно либеральными. Показательным примером на этот счет служит дело группы жителей села Ерыклинское Ставропольского уезда (ныне оно находится в Ульяновской области).

Как гласят материалы следствия, в один из апрельских дней 1891 года пятеро приятелей - крестьяне Иван Космынин и Артемий Чертопятов, запасной рядовой Василий Спиров, а также запасные ефрейторы Андрей Горячев и Григорий Торопкин, распив полторы бутылки водки, взяли с собой охотничье ружье Космынина и пошли на соседнюю гору, чтобы пострелять. В качестве мишени для стрельбы они выбрали старую доску, которую подобрали около тропы. Однако в самый разгар развлечения к стрелкам подошли еще трое крестьян, один из которых сказал, что на самом деле это не доска, а икона, которую когда-то украли из стоявшей на горе часовни и затем бросили около тропы.

Заявление в полицию о кощунстве в отношении святого образа подписали все свидетели, побывавшие на месте происшествия. В ходе следствия обвиняемые в один голос утверждали, что даже если данный предмет когда-то и назывался иконой, то это было много лет назад. За те годы, пока доска лежала в лесу, дожди смыли с нее всю краску, и потому святого лика на ней уже не было видно. Их слова также подтвердил и эксперт, изучавший вещественные доказательства. В своем заключении он написал, что опознать икону в этой доске можно только по сохранившимся гнездам для шпонок, за которые она когда-то крепилась к стене.

Суд в своем решении посчитал выводы эксперта как обстоятельство, смягчающее вину подсудимых, и приговорил каждого из них к семи суткам ареста при местном отделении полиции с обязательным участием в общественных работах.

 

КОЩУНСТВО В ДЕНЬ СВАДЬБЫ

 

А вот случай, после которого было возбуждено уголовное дело о кощунстве в отношении крестьян села Аманак Бугурусланского уезда (ныне оно находится в Похвистневском районе Самарской области), можно без преувеличения назвать анекдотичным.

В тот январский день 1891 года почти все село гуляло на свадьбе. Крестьянин Яков Плотников выдавал свою 20-летнюю дочь Аксинью замуж за 24-летнего Ивана Березина. Сначала гости и родственники новобрачных собрались в доме отца жениха - Алексея Березина, а потом, когда многие уже были в изрядном подпитии, вся компания, как водится, направилась в дом отца невесты. Во время шествия и случился тот казус, о котором потом долго говорили в селе.

Когда все участники торжества вышли на улицу, то выяснилось, что 30-летний Тимофей Попов, дальний родственник жениха, не может никуда идти по причине сильного опьянения. Ничтоже сумняшеся кто-то из гостей предложил переправить заснувшего к тому времени Попова на новое место, положив его на две доски. Отцу жениха Алексею Березину, который к тому времени тоже был сильно навеселе, такое шествие показалось похожим на похороны. Взяв старый лапоть, он положил в него тлеющий уголек и пошел вперед, размахивая дымящимся лаптем, словно кадилом, и распевая при этом вместо псалмов матерные частушки.

Большинство участников действа тут же подхватили игру Березина и стали изображать похоронную процессию, приглашая всех встречных на «поминки по безвременно почившему Тимофею Попову». Во время прохода по селу «покойника» несколько раз роняли с досок, а кончилось все тем, что во время очередного падения Попов ударился головой о камень, от чего через несколько минут скончался уже на самом деле.

Вот так свадьба закончилась настоящими, а вовсе не шуточными похоронами, а отца жениха полицейский пристав на другой день увез из села на арестантских дрожках. По итогам следствия по данному делу к суду были привлечены Алексей Березин и еще 11 жителей села Аманак. При этом все они обвинялись вовсе не в причинении смерти Тимофею Попову, а в издевательстве над церковными похоронными обрядами (кощунстве).

Однако слушавший это дело судья Самарского окружного суда, допросив обвиняемых и свидетелей, пришел к выводу, что никакого умысла на совершение кощунства у крестьян в тот день не было, «ибо они не ведали,

что творили». Была обычная российская свадьба с массовой выпивкой и неумеренным весельем, во время которого отец жениха просто неудачно пошутил. Что же касается Попова, то он, по заключению эксперта, стал жертвой собственного пьянства, от чего и умер. В итоге все обвиняемые решением суда были полностью оправданы.

 

СВОБОДА СОВЕСТИ

 

Кризисная социально-политическая ситуация в России начала XX века вынудила правительство вносить коррективы в религиозную политику. Во времена Первой русской революции, одной из причин которой как раз и стало отсутствие свободы совести в Российской империи, были отменены наиболее одиозные статьи «Уложений.», а по другим статьям значительно сокращены сроки наказания. Выше уже говорилось, что, например, за богохульство и кощунство вместо нескольких месяцев и даже лет в тюрьме осужденные теперь проводили в камере «всего лишь» несколько суток.

В тексте высочайше подписанного «Указа о веротерпимости» от 17 апреля 1905 года говорилось, в частности, следующее: «Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало».

В знаменитом царском манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года жителям Российской империи были обещаны гражданские свободы европейского образца, в том числе и свобода совести. Однако в итоге эти обещания правительством в полном объеме так и не были выполнены. Положение Русской православной церкви по-прежнему оставалось господствующим на том основании, что «православие является религией значительного большинства населения страны».

Окончательно же действие всех подобных статей царского законодательства, которые в начале века демократическая общественность справедливо называла «осколками средневековья», было отменено лишь в соответствии с указом Временного правительства России от 6 марта 1917 года. Февральская революция упразднила самодержавие в России и одновременно лишила Русскую православную церковь ее многовековой опоры - законодательной и финансовой поддержки государства. А вскоре после этого вышло постановление Временного правительства от 14 июля 1917 года «О свободе совести», которое гарантировало всем гражданам соблюдение религиозной веротерпимости.

Тем летом из тюрем и ссылок вернулись домой многочисленные «узники совести». Однако в тот момент они, опьяненные свободой, даже и не подозревали, что уже совсем скоро по стране покатится другой вал репрессий, основой для которого теперь уже будет не христианская, а коммунистическая идеология.

Совершенно очевидно, что в качестве основы для печально известной статьи 58 УК РСФСР издания 1926 года были взяты те самые статьи царских «Уложений о наказаниях...», которые карали за богохульство, кощунство, за отпадение от христианской веры и за прочие религиозные преступления. Ведь не секрет, что будущий генсек Иосиф Сталин в свое время учился в духовной семинарии, но был из нее отчислен за поступки, недостойные будущего священника. А через несколько десятилетий после отчисления, оказавшись на вершине власти в России, он жестоко отомстил Русской православной церкви, причем теми же самыми репрессивными методами, которые ею были разработаны. Они применялись к инакомыслящим в течение столетий, пока церковь входила в систему государственной власти в России.

 

Карта сайта | Версия для печати | © 2008 - 2017 Секретные материалы 20 века | Работает на mojoPortal | HTML 5 | CSS