ПЕСНИ НАШИХ БАБУШЕК

Статистика

  • Записей (415)
  • Комментариев (56)
06.12.2010

До нашего маленького южного городка телевизионный сигнал не доходил вплоть до семидесятых годов. Детство и отрочество пришлись на конец пятидесятых – начало шестидесятых. Поэтому главными нашими развлечениями были кино и радио. Кинотеатров в городе было два: летний, без крыши, и зимний, больше похожий на тесный сарай. Что касается радио, то я еще застал знаменитую черную настенную тарелку – вогнутый диск-отражатель, сделанный из подобия картона, а в центре – маленький приборчик с регулятором звука. Чаще всего семья собиралась возле тарелки во время музыкальных передач. 

Николай СЕДОВ

 

ВОЛШЕБНАЯ ТАРЕЛКА

При тотальном отсутствии «очагов культуры» наше внимание привлекали драматические инсценировки, оперные трансляции и музыкальные концерты. Самыми любимыми были программы, составленные из песен кино. Вслушиваясь в голоса любимых певцов, мы вспоминали фильмы, которые казались нам тогда поголовно замечательными!

Кстати, нынче у нас принято славить Голливуд тридцатых годов, который своими жизнеутверждающими фильмами помог американцам пережить жестокий кризис. В отношении отечественного, советского кино, почемуто до сих пор применяют двойной стандарт: его обвиняют в лакировке действительности! В качестве «ярчайшего примера» приводят фильм Ивана Пырьева «Кубанские казаки», снятый в далеком 1949 году. Лакировка лакировкой, а вот песню из него, созданную замечательным композитором Исааком Дунаевским и поэтом Михаилом Исаковским, до сих пор поют за праздничным столом.

 

Каким ты был, таким остался,

Орел степной, казак лихой!

Зачем, зачем ты снова повстречался,

Зачем нарушил мой покой?

Зачем опять в своих утратах

Меня хотел ты обвинить?

В одном, в одном я только виновата,

Что нету сил тебя забыть.

Свою судьбу с твоей судьбою

Пускай связать я не могла,

Но я жила, жила одним тобою,

Я всю войну тебя ждала.

Ждала, когда наступят сроки,

Когда вернешься ты домой.

И горьки мне, горьки твои упреки,

Горячий мой, упрямый мой!

Твоя печаль, твоя обида,

Твоя тревога ни к чему.

Смотри, смотри, душа моя открыта,

Тебе открыта одному.

Но ты взглянуть не догадался,

Умчался вдаль, казак лихой...

Каким ты был, таким ты и остался,

Но ты и дорог мне такой.

 

«МУЗЫКА» ПЫРЬЕВА

Иван Пырьев

Жизнь и творчество Ивана Александровича Пырьева заслуживает отдельного разговора. Не сворачивая с «песенной» темы, напомним читателям всего лишь несколько прозвучавших в фильмах режиссера мелодий, ставших невероятно популярными в нашей стране.

 

1937 год. «Богатая невеста»

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!

Пускай поет о нас страна!

И звонкой песнею пускай прославятся

Среди героев наши имена!

(Авторы – Исаак Дунаевский и Василий Лебедев-Кумач.)

 

1939 год. «Трактористы»

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

часовые Родины стоят.

(Авторы – братья Даниил и Дмитрий Покрасс и Борис Ласкин.)

 

1941 год. «Свинарка и пастух»

И в какой стороне я ни буду,

По какой ни пройду я траве,

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве.

(Авторы – Тихон Хренников и Виктор Гусев.)

 

1944 год. «В шесть часов вечера после войны»

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

Из многих тысяч батарей

За слезы наших матерей,

За нашу Родину – огонь!

Огонь!

 

1954 год. «Испытание верности»

Не забывай, что после вьюги

Опять в цветах приходит май.

Не забывай своей подруги,

Своей судьбы не забывай!

(Авторы – Исаак Дунаевский и Михаил Матусовский.)

 

О ЛЮБИМОЙ ПЕСНЕ

Я всегда замирал у черной тарелки, когда слышал песню из кинофильма «Истребители».

Снял этот фильм в 1939 году практически неизвестный нам режиссер Эдуард Пенцлин. На его счету было всего пять фильмов. Однако даже самый отчаянный любитель кино, кроме «Истребителей», может вспомнить разве что «Таинственный остров», снятый в 1941 году по роману Жюля Верна. Да и «Истребители», по большому счету, запомнились только благодаря песне в прекрасном исполнении Марка Бернеса.

 

В далекий край товарищ улетает.

Родные ветры вслед за ним летят.

Любимый город в синей дымке тает.

Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

Пройдет товарищ все бои и войны,

Не зная сна, не зная тишины.

Любимый город может спать спокойно.

И видеть сны, и зеленеть среди весны.

Когда ж домой товарищ мой вернется,

За ним родные ветры прилетят.

 

Каждый раз, когда я слышу эту песню, по спине пробегают мурашки. И сразу перед глазами встает лицо великого Бернеса, неповторимый прищур его светлых глаз, красивая – да, очень красивая! – летная форма того времени. При этом мелодраматическое содержание, интрига фильма, изобразительный ряд полностью теряют значение. Евгению Долматовскому удалось создать замечательные стихи, каждая строчка которых словно отпечатывается в памяти. Влившись в душу, некоторые из них прочно вошли в арсенал журналистов, в первую очередь – про любимый город, который «может спать спокойно».

И второе: точное попадание песни в цель обеспечено завораживающей душу мелодией Никиты Богословского.

 

КОРОЛЬ ПЕСНИ

Никита Владимирович Богословский – личность легендарная не только в мире музыки. Остроумнейший человек, мастер розыгрыша, замечательный композитор, он писал музыку восемьдесят два года из прожитых им девяноста лет!

Восьмилетним мальчиком он написал вальс, посвятив его рождению дочери Леонида Утесова. Широко известна в музыкальных кругах история о том, как пятнадцатилетнего композитора билетеры не пускали на премьеру его же оперетты «Ночь перед Рождеством», настаивая на том, чтобы он пришел «на утренник с родителями».

На «боевом счету» Никиты Богословского – музыка к пятидесяти восьми художественным кинофильмам и к сорока девяти мультипликационным. Наверное, во всей стране не найдется человека, который не вспомнил бы песни из кинофильма Леонида Лукова «Два бойца», вышедшего на экраны в 1943 году. «Темная ночь» навсегда вошла в число лучших песен Великой Отечественной, а озорную песню про «шаланды, полные кефали», распевало не одно поколение нашей страны.

Надо сказать, что тексты к обеим песням написал киевский поэт Владимир Агатов, репрессированный в конце войны и просидевший в лагерях вплоть до 1956 года. И если «Темная ночь» нередко звучала на концертах, то «Шаланды» «не были рекомендованы» для публичного исполнения. Правда, не из-за «наказанного автора», а по причине ее «блатного звучания».

Сотрудничество Никиты Богословского с Леонидом Луковым продолжалось весьма успешно. Однако фильм «Большая жизнь» в итоге был подвергнут жестокому разгрому. Оргбюро ЦК ВКП(б) в сентябре 1946 года приняло по нему специальное постановление. Вот лишь маленькая цитата из партийного документа: «Для связи отдельных эпизодов в фильме используются многократные выпивки, пошлые романсы, любовные похождения, ночные разглагольствования в постели. Звучащие в фильме песни композитора Богословского и поэтов Фатьянова и Агатова проникнуты кабацкой меланхолией и чужды психологии советских людей».

Приведем образчик «чуждой и меланхоличной» песни на слова Фатьянова из второй серии фильма.

 

Мне тебя сравнить бы надо

С песней соловьиною.

С тихим утром, с майским садом.

С гибкою рябиною.

С вишнею, с черемухой,

Даль мою туманную.

Самую далекую,

Самую желанную.

Как все это случилось,

В какие вечера?

Три года ты мне снилась,

А встретилась вчера.

И сердцу вдруг открылась,

Что мне любить пора.

Три года ты мне снилась,

А встретилась вчера.

Мне тебя сравнить бы надо

С первою красавицей,

Что своим веселым взглядом

К сердцу прикасается.

Что походкой легкою

Подошла нежданная,

Самая далекая,

Самая желанная.

 

Однако страшное постановление не испугало Богословского, и он продолжил работу с Луковым. В результате в фильме «Разные судьбы», снятом в 1956 году, появился «Романс Рощина» на стихи Николая Доризо, который не может оставить равнодушным ни одного зрелого мужчину.

 

Почему ж ты мне не встретилась,

Юная, нежная,

В те года мои далекие,

В те года вешние?

Голова стала белою.

Что с ней я поделаю?

Почему же ты мне встретилась

Лишь сейчас?

Я забыл в кругу ровесников,

Сколько лет пройдено.

Ты об этом мне напомнила,

Юная, стройная.

Об одном только думаю:

Мне жаль ту весну мою.

Что прошла, неповторимая,

Без тебя.

Как боится седина моя

Твоего локона!

Ты еще моложе кажешься,

Если я около...

Видно, нам встреч не праздновать!

У нас судьбы разные.

Ты любовь моя последняя.

Боль моя.

 

ЗАБЫТЫЙ ПЕСЕННИК

Никита Богословский

О Никите Богословском и его музыке к кинофильмам можно писать бесконечно. Но нельзя забывать и о поэтах, сотрудничавших с кинематографистами.

Алексей Иванович Фатьянов прожил очень короткую жизнь. Родился в 1919 году во Владимирской деревне, рано начал писать стихи. В 1941 году ушел на войну. Кавалер ордена Красной Звезды и высоко ценившейся медали «За отвагу». На войне познакомился с Василием Павловичем Соловьевым-Седым. Итогом их содружества стали знаменитые «Соловьи» – «Соловьи, соловьи, не будите солдат. Пусть солдаты немного поспят…».

После войны Фатьянов длительное время сотрудничал с кинематографистами. Про «Большую жизнь» рассказано выше. Но в послужном списке песенника есть много других замечательных фильмов.

К примеру, задорная песня из кинофильма «Небесный тихоход». Картина вышла на экраны в 1945 году, ее режиссер – Семен Тимошенко.

 

Мы, друзья, перелетные птицы,

Только быт наш одним не хорош:

На земле не успели жениться,

А на небе жены не найдешь.

Потому, потому что мы пилоты,

Небо наш, небо наш родимый дом.

Первым делом, первым делом самолеты,

Ну, а девушки? А девушки потом!

Нежный образ в душе ты голубишь,

Хочешь сердце навеки отдать.

Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,

А на завтра приказ – улетать.

Потому, потому что мы пилоты,

Небо наш, небо наш родимый дом.

Первым делом, первым делом самолеты.

Ну, а девушки? А девушки потом!

Чтоб с тоскою в пути не встречаться,

Вспоминая про ласковый взгляд,

Мы решили, друзья, не влюбляться

Даже в самых красивых девчат!

Потому, потому что мы пилоты,

Небо наш, небо наш родимый дом.

Первым делом, первым делом самолеты,

Ну, а девушки? А девушки потом!

 

В 1956 году Марлен Хуциев вместе с Феликсом Миронером снял фильм «Весна на Заречной улице». Эта добротная мелодрама в первый год проката собрала в кинотеатрах более тридцати миллионов зрителей! Во многом успеху фильма способствовала звучавшая в нем песня, музыку для которой написал Борис Мокроусов.

 

Когда весна придет, не знаю,

Придут дожди... Сойдут снега...

Но ты мне, улица родная,

И в непогоду дорога.

Мне все здесь близко, все знакомо,

Все в биографии моей.

Дверь комсомольского райкома,

Семья испытанных друзей.

На этой улице подростком

Гонял по крышам голубей,

И здесь, на этом перекрестке,

С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил.

Моя душа полна тобой...

Зачем, зачем на белом свете

Есть безответная любовь...

Когда на улице Заречной

В домах погашены огни,

Горят мартеновские печи,

И день, и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную.

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,

Но не сменяю адрес я.

В моей судьбе ты стала

главной, родная улица моя.

 

В этом шедевре даже тематика райкомовских дверей с мартенами не могут перешибить лирическую задушевность текста и музыки!

Алексей Фатьянов

Алексей Фатьянов написал песни к популярным в те годы фильмам – «Без вести пропавший» (1956 год, режиссер Исаак Шмарук) и «Дом, в котором я живу» (1959 год, режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель). Увы, этот фильм стал его последней работой: в 1959 году Алексей Иванович скончался. За короткую жизнь он написал более двухсот песен, однако в Союз писателей СССР его так не приняли, а при жизни ему удалось опубликовать одну-единственную книжечку стихов.

 

ЗАГРАНИЧНЫЕ ПЕСНИ

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что первой песней из зарубежного кинофильма, завоевавшей сердца советских зрителей и слушателей, стала песенка Джаги, роль которого мастерски исполнил Радж Капур. Фильм «Бродяга» с его участием (в оригинальном названии «Аваара»), появился на наших экранах в начале пятидесятых годов. И сразу после этого страна запела ее по-русски.

 

Я не обласкан, не согрет,

и для меня приюта нет.

И для меня нигде приюта нет.

Уж очень неприютен белый свет.

Бродяга я, бродяга я,

никто нигде не ждет меня, аваара...

 

За «Бродягой» последовал еще один фильм – «Господин 420», и все дружно принялись распевать:

 

Разодет я как картинка,

я в японских ботинках.

В русской шапке большой

И с индийской душой!

Я в носках американских,

В модных брюках британских,

В русской шапке большой,

И с индийской душой!

 

Вслед за индийскими кинокартинами на советские экраны хлынули фильмы из Аргентины. Строители коммунизма восхищались Лолитой Торрес! Страна моментально запела песни из «Возраста любви».

 

Если ты в глаза мне взглянешь,

И тревожно мне и сладко.

Если ты вздохнешь украдкой,

То печаль твоя ясна.

Если, руки мне целуя,

Ты шепнешь одно лишь слово.

Жизнь отдам и не спрошу я,

Для чего тебе она.

Ах, не надо ни руки, ни взгляда.

Пламя взгляда мне дарить не надо!

Жизнь жестоко разлучает нас…

Не менее популярной была и другая

песня из этого же фильма, «перетолма-

ченная» на русский язык.

Коимбра, чудесный наш город.

Ближе тебя нет и краше.

Мы позабудем не скоро

Свет из окон старых башен.

Коимбра, ты город студентов.

Сколько связано с тобою!

Нет тебя чудесней, отдаем

тебе мы с песней

Наше чувство, вечно молодое.

 

А вскоре к нам на экраны прорвалось и французское кино. Громадные очереди стояли за билетами на фильм «Плата за страх» с Ивом Монтаном в главной роли. Артист моментально стал кумиром не только всего советского народа, но и его руководства.

Член компартии Франции Ив Монтан удостоился личной беседы с Никитой Хрущевым, которая длилась несколько часов! А композитор Борис Мокроусов и поэт Яков Хелемский написали песню, посвященную актеру.

 

Задумчивый голос Монтана

Звучит на короткой волне.

И ветви каштанов, парижских каштанов

В окно заглянули ко мне…

 

Песню перевели на французский язык, и Монтан включил ее в свой репертуар в знак интернациональной дружбы и любви к Советскому Союзу. Однако после августа 1968 года «политический роман» актера и певца с нашей страной закончился, и песня надолго «вышла из употребления».

Правда, завершение этого романа вовсе не означало расставания СССР с Францией.

В 1982 году на экраны страны вышел фильм «Тегеран-43» с участием отечественных и иностранных звезд первой величины, таких, как Ален Делон и Курт Юргенс. Но мега-звездой картины стал, конечно же, Шарль Азнавур, который спел ключевую песню композитора Жоржа Гарваренца «Вечная любовь».

Песня оказалась настолько потрясающей, задевающей за живое, что стала не только главной музыкальной темой фильма, но и прочно вошла в репертуар великого шансонье. Азнавур исполнял ее и на русском языке. Слова для русского варианта песни написал Антон Макарский.

 

Вечная любовь – верны мы были ей.

Но время – зло для памяти моей.

Чем больше дней,

Глубже рана в ней.

Все слова любви в измученных сердцах

Слились в одно преданье без конца,

Как поцелуй,

И все тянется давно.

Я уйти не мог, прощаясь навсегда,

И видит Бог, надеюсь, жду, когда

Увижу вновь эту мою любовь,

И дам я клятву вновь.

Вечная любовь вся выпита до дна,

И путь один – сквозь ад ведет она,

Минуя мрак и туман, туман, обман…

Вечная любовь – верны мы были ей,

Но время – зло для памяти моей.

Чем больше дней,

Глубже рана в ней.

Все слова любви – безумный крик сердец,

Слова тревог и слезы, наконец,

Приют для всех

Уж прожитых утех.

Зорька рассветет, и в сумраке ночном

Умрет, уйдет, но оживет потом.

И все вернет блаженный летний зной,

Извечный летний зной.

Вечная любовь, живут, чтобы любить,

До слепоты и до последних дней.

Одна лишь ты… жить, любя

Одну тебя, навсегда…

 

Тема музыки в кино практически неисчерпаема. Обращаясь к ней, невольно совершаешь открытия, находишь для себя что-то новое.

Так, например, я с удивлением узнал, что знаменитую песню «Я в весеннем лесу пил березовый сок» из фильма «Судьба резидента» написал не Михаил Ножкин, как принято было считать, а бард Евгений Агранович. Песня, звучащая в «Офицерах» – «От героев былых времен не осталось порой имен» – также принадлежит ему.

Так что тема «Песня в кино» на этом не заканчивается!

Карта сайта | Версия для печати | © 2008 - 2017 Секретные материалы 20 века | Работает на mojoPortal | HTML 5 | CSS