Подкарпатские русины

Статистика

  • Записей (413)
  • Комментариев (56)
09.03.2011

22 октября 2005 года в г. Мукачеве прошел съезд русинов Закарпатья, на котором присутствовали министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Украины и представители Верховной Рады Украины. Русинскими представителями было выдвинуто требование от властей Украины признания результатов референдума 1991 года об автономии Закарпатья в составе Украины и прекращения преследования русинов по национальному признаку.

В распространенном СМИ комментарии председателя Ассоциации русинских организаций «Сойма Подкарпатских Русинов» протоирея Димитрия Сидора подчеркивалось, что «в случае отказа украинских властей признать русинов как национальность, будет принято решение добиваться осуществления своего права на самоопределение за пределами украинского государства. То есть, фактически, пойти по косовскому варианту. Если европейские страны уже пошли по этому пути, то мы следующие. Тем более, в отличие от Косово, которое является исторической сербской территорией, Закарпатье было присоединено к Украине».

Кто же называет себя русинами и на основании чего делаются подобные заявления?

 

Страсти вокруг русинства – этнического и политического – кипят уже не один десяток лет. И проблема русинов на протяжении долгого времени становилась предметом научных дискуссий, результаты которых часто использовались политическими силами разных стран и направлений в своих узко прагматических целях. В условиях жизни в мире все сильнее вспыхивающих то тут, то там межэтнических конфликтов попробуем рассмотреть так называемую «проблему русинства» с позиции – насколько это возможно – независимого наблюдателя.

 

В ДАВНИЕ-ДАВНИЕ ВРЕМЕНА…

Процессы образования этносов в древнем славянстве вылились в появление государственного союза восточнославянских племен, который стал одной с самых могущественных государств Европы ІХ-ХІІ в. – Киевской Русью. Предшествующий этому период с VI—X ст. традиционно связывают с этноплеменными образованиями, о чем говорят и их самоназвания. Люди все сильнее осознавали свою причастность к племенам, племенным союзам или субэтническим образованиям в составе отдельных племен; они называли себя полянами, древлянами, волынянами, бужанами, уличами, тиверцами, белыми хорватами и русами. Археологами, этнологами, лингвистами, фольклористами доказано, что на юго-западных склонах Карпат славянские поселения прослеживаются с VI–VIII в. н.э. Автохтонность русинов не оспаривается практически ни одной научной школой. Другое дело, что существует несколько концепций по вопросу, является ли регион Карпат прародиной восточных славян или же последние заселили его в разное время. Так вот, согласно утверждениям ряда историков, русины – отдельное славянское племя, к трем веткам единого славянского дерева (украинцы, русские и белорусы) отношения не имеющее, а происходящее от белых хорватов, освоивших юго-восточные Карпаты в VI-VIII веках нашей эры. Еще одни историки, наоборот, делают русинов прародителями восточнославянских народов – но с меньшей фактической аргументацией.

Общим названием населения державы, образованной объединением вышеперечисленных племен, в конце первого периода становится этноним «Русь (русичи, русины)». В XI—XIV веках происходило ее дробление на отдельные этнотерриториальные части, главной единицей среди которых была земля. Это политическое образование на определенной территории, которое на первом этапе оставалось зависимым от центральной киевской власти, а по мере получения «княжеского престола» обретала все большую самостоятельность и даже независимость. Одной из первых и главных таких земель стала Киевщина, а затем и Галичина, Черниговщина, Северщина, частично Переяславщина, Подкарпатская Русь, Холмщина и др. Этническая дифференциация населения древнерусской державы (этнонимы «руские», «русичи», «русины») привела к сформированию до середины XVII в. украинского народа, который, по мнению многих историков, уже осознавал себя как этнокультурную общность. В следующие столетия параллельно с этнонимом «украинцы» использовался как равнозначный ему (сознательно ли, нет ли) этноним русины. В то же время термины нередко противопоставлялись. Так или иначе, «русины» — первое самоназвание украинского народа, который позднее по определенным причинам изменил самоназвание, к тому же не так давно.

Что же касается Подкарпатской Руси, то судьба не дала немногочисленному народу создать собственное государство. Автохтонные русины не смогли удержать заселенные ими земли от постепенного захвата более могущественными славянскими и неславянскими народами. Начиная с XII в. Подкарпатская Русь была захвачена Венгрией и объединилась с Украиной только в 1940 году, пройдя через оккупации разными державами.

 

ИЗ РУК В РУКИ, ОТ ЧУЖИХ К ЧУЖИМ

Как уже говорилось, территория Закарпатья граничит с четырьмя чужими этносам – венгерским, румынским, словацким и частично польским. До ХVІІІ в. юго-восточное Закарпатье находилось под влиянием румынской Трансильвании, а западное ощущало давление со стороны империи Габсбургов. Тут сходились и пересекались пути разных религиозных конфессий – католической, протестантской и православной. Ужгородская церковная уния 1646 года была принята по модели Берестейской церковной унии 1596 года.

Находясь больше семи веков в составе Венгерского королевства, Австро-Венгерской империи, Чехословацкой республики и гортиевской Венгрии, русины предпринимали многочисленные неудачные попытки создать собственную государственность (автономную или независимую) в составе чужих держав, в том числе в 1848–1849, 1918–1919, 1938–1939, 1944–1946 гг. Ныне карпатские русины, в положении этнических меньшинств, проживают в Украине, а также Венгрии, Словакии, Румынии, Польше.

Оппоненты тех, кто связывает историю русин только с Закарпатьем, подчеркивают, что русинами в ХІІ-ХVІІ в. назывались и нынешние украинцы Восточной Украины, а жители Галичины, Буковины и Волыни – чуть ли не до середины ХХ в. Подкарпатские русины Австрийского государства, на их взгляд, ничем не отличались от галицких и буковинских русинов. Тот же А. Духнович – русинский национальный деятель – хорошо осознавал, что «свої то за горами не чужі», и с одинаковым радушием относился как к «подбескидским», так и «забескидским» русинам. Однако, если Галичина и Буковина полностью осознали себя частью Украины еще в конце ХІХ ст.., то «Венгерская Украина» потянулась к Украине только в 1919 году, после распада Австро-Венгрии, спасшись от полной национальной гибели, которой угрожало ей лавинное наступление венгерского шовинизма. Послабление русины получили только в период чешского владения краем (1918-1938 годы), когда край на правах автономной Подкарпатской Руси входил в состав Чехословацкой Республики. А вот Сталин русинов невзлюбил, в 1925 году «упразднив» этот народ в Коминтерне, а в 1944-м, после присоединения Закарпатской Украины к СССР и вовсе запретил упоминать о русинах.

Конечно, такие перипетии истории и такие мощные влияния других народов не могли не наложить свой отпечаток, но основная часть сельского населения все равно сохраняло свой язык, веру, обычаи и ощущала себя чуждым венгерско-румыно-немецкому окружению. А центрами национально-культурной и религиозной жизни для него с давних пор и до ХХ в. оставались Киев и Львов. Так, во Львовской семинарии в первой половине XIX в. образовался интеллигентский кружок под названием «Руська трійця», в центре которого находились Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий (ими были изданы «народною мовою» сборник «Русалка Дністровая», альманах «Вінок русинам на обжинки»). Но вопрос, какой язык является литературным и к какому народу относятся русины этим не было решен. В конце XVIII — начале XIX в. патриоты-русины борются, прежде всего, против переведения «руськой мови» на латинский алфавит. Использование народного языка еще не означало национальной самоидентификации – незначительная часть считала себя русинами, не имеющими ничего общего с Надднепрянщиной, большая часть отождествляла себя с «Малой Русью», вопрос же про общность с «Великой Русью» не был еще таким острым, пока антипольские настроения не вызвали усиление пророссийских. Позже – в 50-х годах – консерваторы называли себя «твердой Русью», «старорусинами», «твердорусинами» (идейные противники оскорбительно называли их «москвофилами» или «кацапами»). До 60-х годов ХІХ в. «старорусины» ощутимо влияли на церковь и общественное мнение.

 «Весна народов» 1848 года, ознаменовавшая развал Австрийской империи – для ее украинских провинций была прежде всего периодом национальной консолидации против поляков и венгров под началом консервативного Греко-католического духовенства. Политическое руководство украинских («русинских») кругов поддержало и цесарское правительство против восстания Кошута и поляков, и российскую военную интервенцию.

Как пишут сочувствующие русинству историки, русины не только пережили вековые оккупации, но последние двести лет активно вели борьбу за свои национальные права и многого добились. Первым серьёзным шагом на пути самоопределения считается Программа русинской автономии, врученная в 1848 году австрийскому императору Францу Иосифу I русинским политиком А. Добрянским. В ней, среди прочего, признавалась русинская национальность, равноправие русинов с другими нациями при назначении на военные и государственные посты, создание русинских школ, гимназий, издательства государственной газеты на русинском языке. Во время последующих реформ австрийская власть создала Ужгородский русинский округ. Далее был долгий застой, сопровождавшийся позже массовой эмиграцией местного населения в Северную Америку.

Под конец Первой мировой, в октябре 1918-го, представляющая полумиллионную общину Подкарпатская русинская организация эмигрантов Северной Америки становится членом Среднеевропейского союза угнетённых народов – организации, куда принимались отдельные народы, имеющие право на самоопределение. В декабре того же года правительство Венгрии законом «Про автономию русинской нации, проживающей в Венгрии» предоставляет им в рамках автономной территории «Руська крайна» широкие права в сферах административного законодательства, культуры и образования.

К венграм, впрочем, русины особой любви не питали, и в мае 1919 года, после проведённого в Америке плебисцита, Центральная Руська Народна Рада принимает решение о вхождении Подкарпатского края на правах широкой автономии в состав созданной Чехословакии. Решение Рады учёл Сен-Жерменский мирный договор. Были ли основания договора по пожеланию Руськой Рады сомнительными – вопрос сложный, ведь почти половина русинов проживала в то время в Северной Америке…

Но чешской демократии невыгодно было признать закарпатских русинов украинцами (хотя галицких и восточно-украинских эмигрантов таковыми называли) – со временем они потребовали бы воссоединения всех украинских земель. Именно тогда-то, по мнению большей части историков, проявилась проукраинская ориентация русинов, как природный процесс национального самосознания. На то время не нашлось ни одной политической силы или организации, которая поддержала бы стремление украинцев к объединению. И такой лозунг выдвигает в 1924 году V конгресс Коминтерна. В 20-30-х годах коммунисты Закарпатья были влиятельной силой, и в выборах в чехословацкий парламент 1924 г. они получили почти 40% голосов избирателей! Бесспорным была победа коммунистов и в выборах 1935 года. Коммунисты края, как и Западной Украины и Буковины, опираясь на позиции национал-социализма, ориентировались на объединение с советской Украиной. Однако все надежды на возможное свободное развитие объединенного украинского народа в УССР оказались напрасными. Добавим, что в Закарпатье идею общности всех украинских земель отстаивали также социал-демократическая и христианско-народная партия, Просвита и другие объединения.

Но незавершенный процесс осознания закарпатцами украинской идентичности был деформирован с первых месяцев коммунистического режима. Это было вызвано и искусственным административным ускорением (форсированием), жестокой ликвидацией греко-католической церкви, репрессиями против интеллигенции проукраинской ориентации, наплывом в край «интернационалистского» актива и т.д. Закарпатцы, которые только к концу 30-х в большинстве своем осознали себя украинцами, которые в последние годы Второй мировой развернули массовое движение за объединение с основным массивом украинского народа, закрепленное Первым съездом Народных комитетов края, после 1945 года оказались не в составе Украины, а в составе Советского Союза. И украинцы Закарпатья в условиях политики русификации, проводившейся под ширмой интернационализма, формирования «новой исторической общности – советского народа», изо всех частей этноса оказались наименее защищенными перед тотальным давлением на их национальное сознание…

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРЕВОДА ЛЮДЕЙ В ЦИФРЫ

5 октября 1998 года подкарпатские (то есть закарпатские) русины были приняты в ОНН – Организацию Непредставленных Народов, объединяющую народы, которые не имеют голоса на международных форумах (например, в ООН). 5 октября 1998 года в ОНН были приняты и подкарпатские (то есть закарпатские) русины. На сегодня членами организации являются 50 народов и территорий, среди них – Абхазия, многие национальные республики России (такие как Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др.), Гагаузия, Курдистан, а также такие экзотические народы, как Маохи или Мапуча. Среди европейских народов в ОНН представлены венгерское меньшинство в Румынии, греческое – в Албании и албанское в Македонии, а из «украинских» – еще и крымские татары.

А теперь перейдем к цифрам. По данным Организации Непредставленных Народов, в мире проживает 1,6 миллиона русинов, 45% из которых (около 720 тысяч человек) проживает в Украине, а именно – в Закарпатье. Отечественная статистика дает совсем другие цифры: в 2001 году, в ходе последней переписи населения страны, впервые в современной практике гражданам было дано право официально называть себя русинами – и таких в Закарпатье оказалось 10100 человек (0,8 % населения). А вот по данным людей, относящих себя к активистам русинского движения, на самом деле в этом регионе Украины проживает 700-800 тысяч (!) русинов. Это люди, чьи предки родились в Закарпатье, так называемые автохтоны.

Цифры, предоставляемые оппозиционными сторонами, иногда кардинально разнятся.

Например, глава Всемирного конгресса русинов Павел Роберт Магочий, перевод с английского книги которого появился в 1994 году, пишет о том, что теоретично русинов насчитывается около 1,2 миллиона человек, в том числе 977 тысяч русинов Закарпатья, 130 тыс. – Словакии, 80 тыс. – Польши и 30 тыс. – Воеводины и Хорвата. Большие общины проживают также в Канаде и США, причем четко идентифицирующих себя именно как русины.

Профессор Май Панчук, представляя Институт национальных отношений и политологии НАН Украины, в ответ говорит о том, что на конец 1993 года заявили про себя как русины… 55 человек (на Закарпатье). Именно такие цифры, как утверждает Май Панчук, звучали на научно-практических конференциях, проходивших в Ужгороде в декабре 1993 и 1994 годов.

Не следует забывать, что долгие десятилетия советско-украинской, а за ней и просто украинской ассимиляции привели к потере родства – и большинство русинов себя таковыми не считают. В отличие от эмигрировавших соплеменников, которые живут во многих странах мира.

 

В СПИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ НЕ ЗНАЧАТСЯ

Основные споры между прорусинами и их оппонентами ведутся вокруг признания русинов национальностью. Энергичные выступления различных антирусинов сводятся к тому, что жители южных склонов Карпат являются такими же этническими украинцами, как в Галиции, на Подолье и в Поднепровье; что язык закарпатских русинов – одно из наречий украинского языка, что русинская литература – часть единого общеукраинского литературного процесса, что народное самоназвание «русины» безнадежно устарело, поскольку есть более модерное – «украинцы». И вообще само слово «русин» – неверно, ибо оно не является синонимом слова «руский» (с одним «с»).

Думаю, читателям интересно бы было самим что-то прочесть на русинском языке:

 

А вта моя Марька, хоть пiстрiговата,
Любить ми ся дуже, бо така заклята!
Як ня возьме в танок та як мнов загыгать,
Три дны ми ся по тум, ниборята, щикать!

Мала в мене любка, ги вта жминя пары,
Айбо як заспивать, пукавуть погары!
А як дачым верже, пукнув бы ай камiнь!
Кить за ня уддастся, та буде ми амiнь!

 

Вот достаточно вольный перевод некоторых слов из этого стихотворения:

пiстiговата – веснушчатая, вся в веснушках

загыгать – сильно встряхнет

щикать – икать

жминя – ладошка, горсть

пукавуть – покрываются трещинами, лопают(ся)

погары – стаканы (говорится обычно про граненые)

верже – бросит

дачим – чем-либо

кидь – если

уддастся – выйдет замуж.

 

Всего в период с 1830-го по 1945 годы было издано 20 русинских грамматик. Только в период с 1939-го по 1944-й, когда венгерская оккупационная власть посчитала нужным признать русинский язык одним из официальных, на нём вышла масса переводов литературной классики, в том числе Сервантес, Гамсун, Конан-Дойл, Мопассан, По, Шекспир. Было также издано восемь детских книг и 30 научно-популярных. А после долгого перерыва в 1997 году коллективом авторов, представляющих разные части исторической Подкарпатской Руси, при поддержке мукачевского общества А. Духновича издана новая грамматика – «Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув».

Некоторые лингвисты и литературоведы – авторы концепции: «как подкарпатские русины стали закарпатскими украинцами» возрождение этнического русинства представляют, как дело рук различных политических сил или заокеанской профессуры. На что оппоненты отвечают, что русинство (этническое либо политическое) является «сущностью истории славянского населения Закарпатья, внутренним продуктом развития, его никто не привозил и не вывозил из края, русинство становилось и развивалось вместе с экономическим, социальным, политическим и этнокультурным развитием».

В данном случае правыми могут оказаться обе стороны…

Зарубежной русинской диаспоре доказывать своё существование не нужно. Русинов всегда признавали таковыми в Югославии – небольшая община потомков закарпатских эмигрантов живёт в Воеводине, пользуется правами нацменьшинства на финансовую помощь и имеет кодифицированный нормированный русинский язык. В период с 1992 по 1995 годы происходил процесс кодификации русинского языка в Словакии. В этой стране есть Институт русинского языка и культуры, русинский Театр Александра Духновича в городе Пряшев, издаются словари и учебники на русинском. В Венгрии и Польше они получают средства на культурные акции, издательство книг.

Так или иначе, мировая общественность карпатских русинов признала: их проблемы, начиная с 1989 года, активно обсуждаются на международных, региональных и местных научных конференциях, «круглых столах», они стали предметом дискуссий на страницах научных изданий, центральных и местных масс-медиа, на встречах ученых в рамках мировых русинских конгрессов. Около десятка научных центров исследуют историю, этногенез, политические, духовно-культурные, государственно-правовые вопросы славянского народа на южных склонах Карпат. Опубликовано десятки брошюр, сотни статей, провозглашено множество докладов и сообщений, написано немало справок. А вопрос остается открытым. В Украине комплексное изучение проблемы русинства пребывает в разрозненном состоянии и носит не столько научный, сколько идейно-политический характер, противопоставляя два лагеря: «национально сознательных украинцев» и «консервативно мыслящих русинов».

 

ВОССТАЮЩИЙ ИЗ ПЕПЛА ФЕНИКС ИЛИ РАЗМЕННАЯ МОНЕТА В ЧУЖОЙ ИГРЕ?

Новый отсчёт русинской истории начался в конце 80-х. Конкретнее – в апреле 1989 года, когда в Польше родилась первая русинская организация – «Стоваришеня Лемкув» в Легнице. За удивительно короткий промежуток времени – 1990-1991 года– образуются «Русинская Оброда» у Меджилабирцах (Словакия), «Руська матка» в Воеводине (Югославия), «Сполочность приятелюв Пудкарпатьской Руси» в Чехии, «Организация Русинув Мадярщини» (Венгрия). На Закарпатье тоже появилось «Общество Карпатьскых Русинув».

Пожалуй, не стоит в штыки воспринимать саму мысль о том, что на этнической карте Украины может появиться еще один народ. Аргументы о диалекте, а не языке народности касательно русинов, выглядят не более обоснованными, чем аргументы об украинском языке как диалекте русского. В конце концов, народам свойственно рождаться, развиваться и умирать. И если кто-то уж считает себя народом и требует признать его таковым, не претендуя на откол от страны в целом – сложно ему в этом отказать. Особенно пока за возможность «сыграть» на национальных чувствах не зацепились различные политические силы тех или иных держав, в том числе и самой Украины…

 

***

Вдохновители русинского движения напрямую говорят о необходимости признать русинов отдельной нацией. Некоторые русинские лидеры до сих пор пытаются увязать пожелание населения 1991 года с их стремлением создать автономную Республику Подкарпатскую Русь. Их ярые оппоненты (например, тот же Май Панчук) называют русинское движение в целом «русинством политическим» и подчеркивают, что «попытки реанимировать русинский дух в Карпатском регионе стратегически направлены на дестабилизацию ситуации в Словакии, Польше, Венгрии и других странах Центральной Европы». Большинство русинов-прагматиков остужают горячие головы своих коллег. Отдельные же мысли вслух о присоединении к Словакии или России, или же полной независимости – не более чем полёт фантазии, в этих высказываниях столько же здравого смысла, как и звучавших когда-то предложениях ультрадержавников вообще ликвидировать Закарпатскую область, объединив её со Львовской областью. Хотя в свете последних событий, происходящих в стране, следовало бы серьезнее относиться к самым фантастическим предположениям и лозунгам.

В этом конфликте интересов и убеждений мудро и даже пророчески прозвучали слова академика П.П. Толочко: «Кампания осуждения людей только за то, что они хотят возродить свое историческое название и этнокультурные традиции, ничего, кроме вреда, не даст. Со времен Киевской Руси и до ХVII–XVIII все мы были русинами (росами, русичами). До наших дней это название сберегли закарпатские украинцы. Ну и слава Богу. Пусть сохранится хотя бы эта тоненькая нить нашей связи с временами Киевской Руси».

Карта сайта | Версия для печати | © 2008 - 2017 Секретные материалы 20 века | Работает на mojoPortal | HTML 5 | CSS